Автопрокат по-русски: доверительный бизнес

В течение нескольких последних лет российский рынок автопроката демонстрировал высокую динамику развития. По оценкам экспертов, ежегодно объем рынка увеличивался на 15-20%. Поэтому несмотря на непростое состояние экономики, у автопроката все еще остается два важных козыря, обеспечивающих ему потенциал для развития: обширный парк автомобилей и недостаточный пока уровень популярности этого сервиса среди россиян. Конечно прокат автомобилей в Москве несколько отличается от других рынок, но в целом тенденция прослеживается общая для всего рынка автопроката в России.

Доверяй, но проверяй

Оценивая перспективы развития рынка автопроката, многие эксперты часто говорят о доверии, отмечая его как один из ключевых факторов, необходимых для развития сегмента. Общее мнение таково: низкий уровень взаимного доверия автопрокатчиков и их клиентов сдерживает потенциал рынка и тормозит его развитие. Участники рынка до сих пор не могут ответить на простой на первый взгляд вопрос: кто первым должен оказать доверие клиент компании или компания клиенту.

Около трети россиян до сих пор выражают опасения, что могут столкнуться с откровенным мошенничеством со стороны прокатной компании. Особенно потенциальных клиентов пугают риски значительных финансовых потерь в результате ДТП и штрафы за невыполнение условий аренды. Эти страхи подкрепляются историями, изложенными на многочисленных форумах и специализированных интернет-площадках. Чаще всего клиенты жалуются на требование прокатной компании помыть автомобиль на строго определенной мойке по завышенной цене, списание всей или части залоговой суммы за повреждения, которые не были зафиксированы в момент передачи автомобиля клиенту, злоупотребления с залогом на выдуманных основаниях. И хотя объективность каждого подобного случая может быть подвергнута сомнению, очевидно, что они оказывают существенное влияние на уровень доверия клиентов к прокатным компаниям.

Впрочем, свои истории могут рассказать и боссы прокатных контор. Невзирая на огромный прорыв в технологиях за последние годы, рынок автопроката все еще сильно страдает от угонов. Приличный процент клиентов берут автомобили напрокат с девизом «не мое не жалко», отказываясь признавать очевидные нарушения условий аренды. Вот и приходится прокатным компаниям сдерживать благородные порывы.

Согласно проведенному в сентябре 2014 года мониторингу 48 московский автопрокатных контор с парком от 10 автомобилей, только 37,5% компаний оказались готовы предоставить автомобиль в аренду без залога. Хотя этот показатель можно смело дисконтировать еще на 5-10%, учитывая, что часть компаний скрывает классический залог под видом страхового депозита или схожими формами, имеющими целью покрыть франшизу по страховке в случае ДТП. Остальные же компании требуют от арендатора оставить отнюдь не символический залог. Средний уровень минимального залога среди московских компаний согласно расчетов составил 8678 рублей. Это в 5-7 раз больше, чем стоимость суточной аренды автомобиля эконом-класса.

Гораздо охотнее представители прокатного бизнеса снимают ограничения на суточный пробег. В сентябре 2014 года 65% компаний, чьи предложения были проанализированы, не предъявляли своим клиентам никаких лимитов на пробег, если автомобиль не покидал московскую область. Остальные компании ограничили своих клиентов лимитом от 200 до 300 километров в сутки. Три из 48 проанализированных автопрокатчиков акцентировали внимание арендаторов на санкциях за нарушение скоростного режима. Любителям быстрой езды придется выплатить штраф за каждые сутки, в течение которых автомобиль хотя бы один раз превышал скорость в 130 км/ч.

От сложного к простому

К либерализации условий аренды автопрокатчиков толкает нешуточная конкуренция. Согласно исследованиям, до 80% рынка приходится на Москву и область. Около 180 компаний готовы предоставить сервис проката автомобиля в Москве. Чуть меньше трети из них обладают парком из 10 и более автомобилей. В поисках конкурентных преимуществ они пробуют все новые способы привлечения клиентов.

Однако ароматизатором в салоне и нулями на одометре сейчас никого не удивишь. Почти все из проанализированных нами компаний предлагают автомобили эконом- и среднего класса 2012-2014 гг. выпуска. Многие акцентируют внимание клиентов на полной комплектации автомобилей, обивке салона и количестве стеклоподъемников. Но большинство опрошенных нами представителей автопроката признаются, что из технических характеристик прокатных авто извлечь пользу сегодня весьма затруднительно. Чтобы оставаться «в рынке», компании постоянно обновляют собственные парки. Так что предложения многих прокатных контор часто отличаются лишь деталями, которые не заметны обычному клиенту. Да и ценовыми предложениями искушенного пользователя услуги не удивишь.

В последние годы конкурентные войны все чаще ведутся на поле клиентского сервиса. Прокатные компании все чаще отказываются от ограничений пробега, снижают размер залогового платежа и даже вовсе отменяют его. Впрочем, в ряде случаев делают это очень осторожно, с оглядкой на специфику рынка. Несколько компаний, предлагающих услугу проката автомобилей в Москве без залога и ограничения пробега обращают особое внимание новых клиентов на необходимость пройти процедуру проверки службой безопасности. Только после этого компания принимает решение, стоит ли доверять автомобиль незнакомому арендатору.

Зато постоянных клиентов компании проката автомобилей берегут. Им готовы предоставлять существенные скидки и закрывать глаза на мелкие нарушения условий проката. Все больше внимания компании уделяют рекламациям. Большинство московских компаний проката автомобилей тщательно следят за отзывами клиентов в сети интернет, своевременно и корректно реагируют на жалобы.

А вот начинающим автолюбителям в Москве взять автомобиль напрокат все еще невероятно сложно. Лишь три из 48 компаний проката авто готовы предоставить услугу водителям без опыта вождения. 13 потребуют водительский стаж не менее одного года, 20 свыше двух лет. Да и то, только в том случае, если клиент хочет арендовать автомобиль нижнего ценового сегмента. По мнению экспертов, возрастной ценз и требования к опыту вождения будут постепенно снижаться, однако массовой услуга для новичков никогда не станет слишком высоки риски.

В целом же участники рынка признаются, что качество сервиса в последние годы существенно выросло. Во многом именно благодаря этому фактору рынку удается сохранять высокую динамику роста. Ключевая задача для прокатных компаний изменить негативное отношение россиян к автопрокату и привить культуру пользования этой услугой. Достичь этого можно только за счет повышения качества обслуживания и уровня доверия между клиентом и компанией. При любом виде копирования либо цитирования материалов сайта и размещении их на других интернет-ресурсах требуется наличие активной гиперссылки на главную страни

Добавить комментарий